Трудовые споры на работе бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. От того один сотрудник или несколько коллег задействованы в ситуации, зависит урегулирование вопроса. В любом случае решение будет основываться на Трудовом кодексе и локальных местных актах.
Трудовой спор – что это?
Не каждая конфликтная ситуация на работе будет признана трудовым спором. Дело приобретает такой статус, в случае, если спор произошел между руководством и сотрудником (несколькими работниками) по причине нарушения условий труда. Сюда можно отнести много ситуаций:
• задержка зарплаты;
• увеличение нормы трудового дня;
• отсутствие законного отпуска;
• неоплаченный больничный;
• принудительная работа в выходные;
• нарушение норм охраны и безопасности труда;
• увольнение без основания и т.п.
Выяснение спорных ситуаций может происходить лично или через третьих лиц. Если не удается договориться мирным путем, то приходится обращаться в суд с заявлением о нарушении законодательства в сфере труда.
Как разрешаются индивидуальные споры
Регламент разрешения спора двух лиц обозначен в статье 60 ТК РФ. Он происходит в 3 этапа:
• попытка достижения обоюдных договоренностей;
• решение конфликтной ситуации посредством комиссии по трудовым спорам;
• решение в суде.
Дело передается в суд, если комиссия установила, что имеет место нарушение трудового законодательства. Другой причиной может служить несогласие одной из сторон с решением комиссии.
Другие органы не уполномочены разрешать трудовые споры. Подать заявление в суд необходимо в течение 90 дней с даты заседания комиссии.
Особенности разрешения коллективных споров
Коллективные споры регулируются статьей 61 ТК РФ. Регламентированным основанием недовольства сотрудников может быть изменение условий труда или игнорирование мнения профсоюза.
Для разрешения конфликтной ситуации необходимо собрать примирительную комиссию. Она создается из штата сотрудников на небольшой срок. Если разрешить спор не удалось, требуется привлечение стороннего посредника для согласования сторон. Крайней мерой решения становится передача дела в трудовой арбитраж, который состоит из работников организации и представителей госорганов.
Передача дела в вышестоящие инстанции возможна только в том случае, если последние две меры разбирательств не помогли в разрешении спора. При этом суд не решает коллективные споры.
Но недовольные сотрудники могут воспользоваться и другим способом защиты своих интересов – организацией забастовки. В таких случаях весь штат останавливает работу, до проведения конструктивного диалога с руководством.
Важно своевременно решать конфликты мирным путем. Судебные процессы и забастовки существенно портят репутацию организации. Также, трудовые споры часто сказываются на экономической и организационной стороне рабочего процесса.