Практически каждый современный человек, так или иначе, имел дело с банком. Кто-то держит там сберегательный счет, у кого-то оформлена дебетовая или зарплатная карта, ну, а кто-то просто-напросто взял кредит. К сожалению, бывают случаи, даже когда довольно известные банки идут на всевозможные уловки, которые загоняют заемщика в кабалу. Стоит разобраться в том, куда же можно обратиться, если банк нарушает права.
Чтобы не возникало поводов для жалоб, стоит максимально внимательно и сосредоточенно прочитать договор. Этот самый договор в пух и прах разбивает большинство жалоб. Без доли иронии следует отметить, что на подписание кредитного договора стоит взять с собой лупу, чтобы от взгляда не ускользнула ни одна деталь, пропечатанная мельчайшим шрифтом. Однако существуют случаи, когда банк действительно нарушает права заемщика, а также законы Российской Федерации. Для таких случаем есть несколько мест, куда можно подать жалобу.
1. Жалоба в банк.
Можно смело идти жаловаться в тот банк, где оформлен кредит. Для этого необходимо в двух экземплярах написать заявление, одно из которых отдается в банк, второе же, что будет являться копией, с датой и печатью остается у заявителя. Также есть вариант отправки заказного письма с описью и уведомлением. Как правило, уже на данном этапе разрешается большинство возникших вопросов. Следует помнить, что ни устный разговор, ни беседа по телефону не считаются жалобой. Имеет вес обращение исключительно письменное. В любом крупном банке, который дорожит своей репутацией, обязательно существует отдел, специализирующийся на работе с обращениями и претензиями. Его задача – решать споры локально, не вынося проблему на всеобщее обозрение.
2. Жалоба в Роспотребнадзор.
Так как банк оказывает определенные услуги, то вся его деятельность регулируется законом «О защите прав потребителя». Необходимо грамотно составить жалобу, после чего отправить ее в соответствующий орган.
3. Жалоба в прокуратуру.
Данный орган осуществляет контроль в отношении любых органов, служб, а также юридических лиц. Этот вариант предпочтителен в случае, если в сложившейся с банком ситуации можно четко проследить нарушения действующего законодательства РФ.
4. Жалоба в Центробанк.
Сюда можно обращаться в случае, когда банк в одностороннем порядке осуществил повышение кредитной ставки, безосновательно начислил неустойку или штраф, передал информацию о своем клиенте третьим лицам (в том числе и коллекторам), а также, если банк навязал ненужные услуги или же включил их в договор без согласия и подписи заемщика.
Каковы же сроки рассмотрения подобных обращений? В самом банке срок обработки заявления колеблется в диапазоне от 7 до 10 банковских дней. Государственные структуры и иные инстанции по закону обязаны дать ответ не позднее 30 календарных дней. В основном быстрее всего они реагируют на жалобы, которые поступают на горячие линии и Интернет-ресурсы.
Главное правило успешного сотрудничества с банком – внимательность, ведь именно она поможет избежать неприятных казусов и не тратить время и силы на какие бы то ни было разбирательства.